Знаменитый автобус

12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин с дублером Германом Титовым в полной космической экипировке едут по космодрому Байконур к месту старта корабля Восток-1. Фотография, известная миллионам. На фото справа внизу — «гагаринское» сидение в том самом автобусе ЛАЗ-695Б «Львiв». Автобусе, который ныне хранится в фондах Объединенного музея Юрия Гагарина в городе его имени. Сегодня он был представлен смоленским журналистам.

Ранним утром 12 апреля 1961 года облаченный в скафандр Юрий Гагарин сел в приготовленный для него бело-голубой ЛАЗ-695Б «Львiв». На сохранившемся снимке, сделанном в тот день в салоне этой машины, хорошо видны дополнительные верхние окна из синего стекла, через которые солнце нещадно палило головы советских пассажиров 60-х годов. Именно на таком «народном» автобусе львовского производства Гагарин и подъехал к стоявшему на старте «Востоку-1».

Правда, автобус не совсем народный. Работа над ним началась осенью 1960 года, когда взяли серийный ЛАЗ и, оставив ходовую, полностью переоборудовали его. Кузову сделали антикоррозийное покрытие, особое внимание уделили герметичности. В салоне установили сидения для космонавтов, сопровождавших их врачей и специалистов; из дополнительного оборудования — радио, телефон, вентиляторы, кондиционеры, аппаратуру для киносъемок. Принимать машину во Львов приезжала специальная государственная комиссия.

На Байконуре он служил до 1967 года — его заменили, когда погиб Владимир Комаров (космонавты суеверны, но к этому ниже еще вернусь). Где он находился затем — доподлинно неизвестно, а в 1984 году автобус обнаружили в Москве и передали во Львов. Автобус реставрировали и использовали в качестве музейного экспоната в Институте автобусостроения. А лет 10 назад директору Объединенного мемориального музея Юрия Гагарина Марии Степановой его предложили забрать на малую родину первого космонавта.
Кстати, минимум полдороги ЛАЗ проделал тогда самостоятельно, о чем свидетельствует табличка в салоне. Потом, по рассказам очевидцев, все-таки сломался и в Гагарин его тянули на тросе.

При подготовке к несостоявшемуся визиту в Гагарин Владимира Путина 7 апреля в порядке небольшого бреда предложил правительственной делегации перемещаться по городу именно на этом автобусе. Если бы поддержали, гараж особого назначения, конечно, за неделю привел транспорт в порядок. Но предложение «не услышали», визит не состоялся. Автобус пока в состоянии не ахти каком — ну так ему 52-й год пошел.

В нынешнем году Министерство культуры в рамках программы «Культура России» выделило полтора миллиона рублей на реставрацию уникального экспоната. Проведен аукцион, победитель — московская фирма. Которая обещает полностью поставить его «на ноги», то бишь на колеса — так, чтобы заводился и ездил. Каким образом его будут экспонировать — пока не понятно. Известно только, что это экспонат музея первого полета. Возможно, в городе появится еще один стеклянный саркофаг наподобие того, в котором находится «Волга» Гагарина. Хотя по мне — лучше бы он возил туристов — по специально разработанному маршруту.

На видео автобус запечатлен вместе со своим главным пассажиром в тот день, 12 апреля (где-то около 2.50 мин. после начала сюжета).

Пока рылся в сети, нашел легенду, связанную с этим автобусом и его правым передним колесом. Не уверен, что это правда (надо бы у космонавтов спросить), тем не менее

12 апреля, непосредственно перед стартом, Гагарин положил начало весьма необычной космической традиции. На стартовую площадку облаченного в скафандр Гагарина везли на автобусе «ЛАЗ». И вдруг за несколько сотен метров до стартового комплекса Гагарину захотелось, что называется, по малой нужде. Остановились. Космонавт вышел из автобуса, расстегнул скафандр и справил нужду на правое переднее колесо «ЛАЗа». (С тех пор вот на том самом месте все космонавты делают то же самое у переднего правого колеса автобуса).

2 thoughts on “Знаменитый автобус

  1. Спасибо большое за интересную заметку !
    Добавлю , что автобус музею Ю.А.Гагарина был передан директором
    Всесоюзного Конструкторско-Экспериментального института автобусостроения (ВКЭИ автобуспром г.Львов) Москалевым Владимиром Васильевичем в 1989 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>