Направо от «пожарки»

О Центральном музее Военно-Воздушных сил в подмосковном Монино информации в сети немного. Сайт на самом деле не музейный, информация давно не обновлялась, и по воскресеньям он работает не до 14, как указано на этом сайте, а до 17. И это очень хорошо, потому что на дорогу только из Москвы на машине часа полтора по Щелковскому шоссе или на Балашиху. Хотя вроде недалеко, но светофоры, пробки и прочие прелести жизни столичного автолюбителя.

По ней, дороге, кстати, ни одного указателя на музей. Без подсказок местных жителей не обойтись. К общению народ тут расположен — об этом в отсутствие указателей к музею кричит наглядная реклама. Запомнил два слогана. На одном из них дизайнер обещал доставить «Рекламу прямо в мозг». Пример маркетинговой коммуникации прямо к нейронам потребителя висел рядом. Какая-то автошкола обещала изготовить «ключ к вашей успешной езде». Ну не могут незамороченные люди быть неотзывчивыми.
- Сдай назад, под мостом направо и вдоль железной дороги до КПП. Там часть раньше была, сейчас въезд свободный. Езжай туда и все время по главной, дорога вилять будет. Там еще поворот у пожарки, — с явной охотой и желанием помочь рассказал один из местных.
Типичная военная часть с трех- и пятиэтажками (здесь располагался один из первых аэродромов страны), гарнизонная прачечная, узкие асфальтовые дорожки и бетонные кольца с выцветшими плакатами. Из ярких пятен — оранжевые пятна маркета «Дикси» и рыжая осенняя листва. Храм, к которому у «пожарки» поворот в противоположную от музея сторону. К храму указатель есть.
Для обычных посетителей в музее ВВС доступны административное здание, ангар № 6 по соседству, ангар экспериментальных летательных аппаратов с «Ильей Муромцем» и огромная открытая площадка, на которой выставлены военные, пассажирские и транспортные самолеты и вертолеты. В административном здании находится касса (билет стоит 150 рублей) с приветливой кассиршей. Каждый второй спрашивает — «а что, сегодня до двух только?», и каждому второму она отвечает «сайт не наш, там написано неправильно» без тени раздражения. На первом таже административного здания еще магазин сувениров и экспозиция эпохи начала авиации. Макеты первых самолетов и планеров, реплика истребителя И-16 в полную величину и много самых разных поршневых двигателей — «памятников науки и техники». Есть даже паровой, но он не летал, сказала смотрительница. Слишком большой вес и дрова, наверное, неудобно было закидывать. К экспонатам прилагаются вполне современные информативные информационные таблички. Но системы навигации по музейному комплексу нет. Есть рисунок у кассы, но он не очень понятный. Поэтому вместо навигации по самому музею — доброжелательные смотрительницы. «Куда дальше»? — «Вон туда».

Вон там был ангар № 6 и в нем уже советские истребители — довоенные и военных времен: Пе-2, По-2, Р-5, И-15, Миг-3, Як-9У, Ла-7, Ил-2. По-моему, был еще один американский. Рядом с самолетами — двигатели, перед некоторыми — бюсты героев, информация обо всем этом на табличках. У входа — стенгазета из детских рисунков, объединенных общей темой — днем 23 февраля. Ангар экспериментальных летательных аппаратов пропустил (или он был закрыт — никто о нем не сказал). Смотрительница сказала идти на открытую площадку.

На ней — несколько десятков самолетов и вертолетов, в том числе монстров вроде Ми-12 с двумя огромными винтами и взлетной массой 95 тонн. В него можно было подняться и посидеть на двух палубах — верхней и нижней.

Напротив — военное семейство Туполевых. Вот бомбардировщик Ту-16 — такой же, что стоит в Смоленске на улице Багратиона.

А вот проект советской оборонки в конструкторском бюро Сухого под названием «сотка». Сверхзвуковой бомбардировщик пилотировали вслепую, то есть только по приборам — поднимающийся нос полностью закрывал обзор из кабины.

От идеи перевозить бомбы на сверхзвуковых скоростях отказались немного раньше, чем перевозить пассажиров. Вот самолет — мечта, его в «Мимино» показывали. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144. Всего выпустили 16 таких самолетов, сохранилось 7. Этот летал из Домодедово в Казахстан. При взлете и посадке у него, как и у «сотки» опускался нос, а над ним расправлялась пара крылышек — для устойчивости на низких скоростях.

Нос у Ту-144 сейчас поднят, крылышки расправлены, и все благодаря волонтерам, которые без малого десять лет шефствуют над экспонатами музея. Начиналось все с субботников в 2005 году, на которых самолеты мыли, потом стали приводить в порядок салоны, восстанавливать недостающие детали и приводить в рабочее состояние отдельные механизмы. Из форума можно почерпнуть очень много информации относительно истории многих экспонатов и добрых дел увлеченных авиацией и сохранением истории людей. В редкие дни открытых дверей к Ту выстраивается очередь, чтобы ощутить себя пассажиром самого быстрого советского самолета на регулярном рейсе.

Помимо упомянутых — множество уникальных самолетов, вроде Ту-114, на котором летал Никита Хрущев или прототипа орбитального самолета Миг-115 (на котором отрабатывалась посадка «Бурана»).

Чудесный музей для тех, кто интересуется авиацией или обязательно заинтересуется ей после посещения. Два момента, которые смутили — отсутствие указателей к музею по дороге и всего штук 20 машин на парковке перед ним. Людей то есть немного. Но, говорят, посетителей в танковом музее до «эпидемии» компьютерной игры тоже не очень много было. Хотя авиасимуляторов полно, такого, чтобы приводил сюда тысячи посетителей, пока нет. Второй момент — грустно смотрятся самолеты, которые больше никогда не взлетят. Те немногие, которые смотрят в небо вверх носом, повеселей будут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>