Жаль, подмога не пришла

За два года, прошедших с вылазки в самолет-памятник Як-42, что на Покровке в Смоленске, с ним, самолетом, ничего не изменилось. Ни обследований технического состояния, ни разговоров больше о возможном его использовании, а в местных СМИ он если и упоминался, то как локализация разрытых коммунальщиками ям. Наглядная демонстрация былого могущества Смоленска — небольшого города, в котором еще не так давно выпускались реактивные самолеты.

Представляете, как гордились работники авиазавода, да и просто жители города, в котором собирался Як-42? Первый секретарь обкома КПСС Иван Ефимович Клименко вспоминал, что ему стоило больших усилий реализовать заявку в министерство о заказе на лайнер именно в Смоленске, а потом, когда ее приняли — еще и стать нештатным заместителем директора завода по капитальному строительству. В результате первым в небо поднялся самолет, произведенный именно в Смоленске. Об этом событии режиссер Л.Данилов в 1977 году снял фильм «Путь в небо».

Хотел написать еще в прошлый раз — из 183 единиц выпущенных за всю свою историю Як-42, с 1976 года в Смоленске было произведено 11. Выпуск самолетов был приостановлен после авиакатастрофы 28 июня 1982 года, но возобновлен два года спустя только на Саратовском авиазаводе. Так вот, из 11 выпущенных в Смоленске самолетов 8 порезано в утиль. Три самолета «на хранении» — один в Смоленске, второй, с бортовым номером CCCP-42535 - на недействующем ныне гражданском аэродроме Троицк — Морозкино под Челябинском (фото 2013 года слева), третий, с бортовым номером СССР-42533 — на Украине, на учебном аэродроме Криворожского авиационно-технического училища гражданской авиации (фото 2012 года справа).
Возможно, за прошедшие три-четыре года с последний фотоснимков и этих самолетов не стало. Тем ценней экземпляр, сохраняющийся в Смоленске.

One thought on “Жаль, подмога не пришла

  1. Мой отец проработал на Смоленском авиационном заводе более 30 лет, имел прямое участие в производстве этого самолёта. С гордостью мне об этом рассказывал. Папа умер в возрасте 70 лет, вбольшей степени из-за астмы, которую заработал на своей работе, т.к. постоянно приходилось работать с летучими вредными веществами. На стенке в моей квартире висят под стеклом его награды: орден Дружбы народов, медаль «За доблестный труд», значки «Отличник качества», «Ударник 10 пятилетки», «Победитель социалистического соревнования». На заводе многое ёщё делалось для военной техники, ракет. Жизнь отец отдал родному заводу, как и многие тысячи смолян, работавших на нём. Об авиационном заводе написана книга. Но можно было написать десятки книг о простых его тружениках, инженерах и руководителях, честным трудом служивших своей родине. И Родина их в итоге «предала». нет больше того завода, который производил самолёты. Что-то сейчас там производится, вероятно, для военной техники, я не знаю. Но прежнего завода нет. И самолёт на Покровке — это памятник многим тысячам смолян — труженикам авиационной промышленности. А я горжусь своим отцом, горжусь тем, что он прожил жизнь честного советского труженника. был челдовеком партийным, возглавлял профсоюзы своего цеха. И вот он-то ни на грамм не виноват в том, что потом случилось с нашей Родиной. Он отдал ей свою жизнь полностью. И Родина, помимо наград, дала ему за его труд вторую квартиру, в которую он переехал с мамой незадолго до пенсии. Работал он на заводе до последнего, насколько хватило здоровья. Правда, это уже был не тот завод, самолётов там уже не делалось, и вместо 10 тысяч работников работало в 10 раз меньше. Слава смоленским авиастроителям! Позор и проклятие тем, кто уничтожил авиастроение в Смоленске.
     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>