Промывание мозгов

Немецкая пропаганда в оккупации: мощное оружие психологической войны

Жизнь оккупированной Смоленщины до сих пор окутана многими тайнами. Комендантский час, принудительный труд, возможность лишиться жизни за малейшую провинность и обстановка тотального страха – вот, пожалуй, квинтэссенция всего того, что известно. Но два с лишним года оккупации – это еще и изнуряющая психологическая война, основным оружием в которой была пропаганда.

Немецкие военные власти и марионеточная управа из числа коллаборационистов не только силой пытались удержать местное население в повиновении. Распространяя всеми доступными средствами лживые сведения о миролюбии вермахта, гуманизме СС и свободе от большевизма, которую Германия несет России, оккупанты рассчитывали переманить жителей захваченных областей на свою сторону.
Пропаганда в нацистском рейхе организационно находилась в ведении нескольких структур. Мозговым центром психологической войны являлось министерство народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. Кроме того, в каждой военной структуре Германии еще до начала войны были созданы специальные отделы, отвечавшие за пропагандистскую деятельность и замыкавшиеся на управление по делам пропаганды вермахта. Главная же роль в наступлении на сознание населения оккупированных областей отводилась министерству по делам восточных территорий под руководством Альфреда Розенберга. Но и помимо этого министерства, в соответствии с инструкцией немецкого командования, пропагандой должны были заниматься «все расположенные в данном районе германские учреждения, офицеры, чиновники и работники сельскохозяйственных организаций, работающие на данном месте длительное время и завоевавшие доверие населения».

Пропуск в рай

Первое наступление повела пропаганда вермахта при помощи десятков тысяч листовок самого разнообразного содержания. Их разбрасывали с самолетов над еще не захваченными территориями, а направлены они были, прежде всего, на деморализацию советских военнослужащих, а позже — партизан. Листовки должны были охватывать, выражаясь современным языком, разные целевые группы – от рядовых до политруков.

Для красноармейцев, едва умеющих читать, предназначались листовки с содержанием вроде «Знаете ли вы, кто такой Адольф Гитлер? Нет, вы не знаете, кто такой Адольф Гитлер. Адольф Гитлер – это единственный человек не только в Европе, но и во всем мире, который хочет построить всюду национал-социализм». На более грамотную часть состава Красной армии были рассчитаны красочные открытки с изображениями райской жизни, которая ждала добровольно сдавшихся в плен. Надписи на них гласили: «Красноармеец – выбирай: смерть или жизнь», «Штыки в землю!», «Германцы знают о каждом, кто примкнул к красным партизанам». Над местами дислокации советских соединений и партизанских частей немцы разбрасывали «пропуска», якобы дававшие право на «предпочтительное обращение и питание» тем, кто добровольно сложит оружие и сдастся в плен. Позже место таких листовок заняли отдельные оттиски различных приказов, воззваний, объявлений и плакатов. В одном из таких объявлений, например, была напечатана «картина о жизни русских пленных в лагерях»: «…В комнатах имеются нары на одного – двух человек, ежедневно работают бани, парикмахерская, открыты сапожная и портняжная мастерские, чистоту в комнатах поддерживают уборщики, раз в неделю моются полы во всех комнатах. Военнопленные получают вкусную пищу, приготовленную поварами из макарон, гороха, капусты или крупы с мясными консервами или комбижиром. Чай – ежедневно сладкий, кроме того, получаем мед или повидло. Но заботы коменданта не ограничиваются этим. В довершение всего выдается крепкий табак…». Кстати, немецкая пропаганда стояла у истоков тизерной технологии (англ. to tease — дразнить) – рекламы в несколько этапов, основанной на любопытстве потенциального потребителя. На некоторых немецких «многосерийных» листовках мелким шрифтом было приписано: «Ищи дальше! Ты найдешь листовки и другого содержания».

Многие историки сходятся во мнении, что расчеты немецких военных пропагандистов не оправдали себя. По высказываниям советских ветеранов войны, примитивная пропаганда зачастую вызывала смех и недоуменный вопрос: «Неужели немцы идиоты?». Что касается «пропусков в рай», то довольно быстро советским людям стало известно истинное обращение с пленными в немецких концлагерях.

Факторы, способствующие труду

После захвата Смоленской области оккупационными властями стали предприниматься шаги пропагандистского характера якобы по налаживанию нормальной жизни. Из газеты оккупационных властей можно узнать, например, что уже в сентябре 1941 года в Смоленске «с помощью германских технических частей были пущены электростанция, водопровод и кирпичный завод. Вскоре был восстановлен пивоваренный завод, радиоузел, типография, организована газета «Новый Путь», три больницы, амбулатория, создана музыкальная студия, пожарная команда и другие учреждения. За год в Смоленске открылось 10 торговых предприятий, 7 довольно крупных и 389 мелких кустарных мастерских…».

На второй год оккупации Смоленска немецкие власти и сотрудничавшие с ней соотечественники «озаботились» школьным образованием. В июле 1942 года в Смоленске состоялись двухнедельные курсы для педагогов, которых оккупационные власти насчитали около 340. Детей же школьного возраста на всей захваченной территории оставалось более 12 тысяч.
На курсы из Смоленска и близлежащих районов прибыло свыше 200 педагогов. Немецкие власти не скрывали истинной цели мероприятия – сообщить учителям «принципиальные установки, учитывающие те особые условия, в каких придется вести преподавание в новой школе, создаваемой, по существу, сначала». Вести уроки предполагалось по старым советским учебникам, материал которых каждый учитель должен был «критически переработать». Помимо общеобразовательных предметов все школьники должны были проходить такие: «Новая Европа под руководством Германии» и «Новый порядок землепользования в освобожденных областях».
Первая школа в оккупированном Смоленске открылась 15 июля 1942 года. Находилась она в районе нынешней улицы Николаева. «Школа обслуживает только прилегающие к ней районы, и поэтому многие дети, несмотря на свое горячее желание учиться, пока не могут посещать школы», — писала немецкая пропаганда. Это была первая за три десятилетия линейка, на которой не упоминался основатель советского государства. Перед детьми выступил школьный инспектор, назначенный оккупантами. «Он говорил о том, в каких тяжелых условиях начинают свою работу школы Смоленска, о том, какого внимательного и прилежного отношения к делу это требует от учеников. В мертвой тишине зала звучали его слова о прекрасной, новой жизни, которая ждет нас в ближайшем будущем», — так писала об этом событии газета «Новый путь». Вторая школа в здании бывшего техникума связи была открыта ровно через месяц. Наконец, третья смоленская школа периода оккупации, начала работать 1 сентября.
Помимо «общеобразовательных» заведений во время оккупации работали «церковно-приходские» школы. Ведь в целях пропаганды оккупационные власти пытались использовать и православную церковь. Вскоре после захвата Смоленска, 10 августа 1941 года, в Свято-Успенском кафедральном соборе прошла первая после восьмилетнего перерыва православная литургия (с 1933 года в соборе находился антирелигиозный музей). Всего же за время оккупации на территории области было открыто не менее 72 церквей, закрытых ранее советскими властями. Содействие возрождению церковной жизни, разумеется, имело своей целью привлечение симпатий местного населения к «освободителям».
Оккупационные власти пытались нести пропаганду и через «организацию досуга» оставшихся в городе смолян. Так, в июле 1942 года на 1-й Краснинской улице открылся звуковой кинотеатр «Луч» для гражданского населения. Анонсируя это событие, та же коллаборационистская газета писала: «Жизнерадостность, веселость, хороший здоровый отдых – факторы, способствующие труду. И открывая зрелищные предприятия, германское командование заботится именно об этой стороне жизни трудящихся». Организаторы «увеселительного заведения», впрочем, не скрывали своей главной цели: «кино будет способствовать распространению всяких глупых слухов и большевистскому нашептыванию». Каждый киносеанс состоял из трех частей. Сначала зрителям предлагали фашистскую кинохронику боевых действий. Ее сменял «культфильм» о жизни и быте немецкого народа. После этого «на десерт» показывали художественный фильм.

Помимо кино, жителям оккупированного Смоленска регулярно предлагалось посещать концерты и театрализованные представления. В городе было создано «бюро организации концертов» («БОКС»), приглашавшее различных музыкантов – гастролеров. Те играли классическую музыку и немецкие марши, сами представления назывались «часом веселья». В августе 1942 года в Смоленске открылся «первый народный театр». Спектакли проводились три раза в неделю, по средам, субботам и воскресеньям. Русские актеры «ставили» в нем кабаре и драматические представления.
Все «развлечения» в оккупированном Смоленске были платными – билеты стоили от трех до 15 рублей. Исключения составляли мероприятия для местных «фольксдойче». Через газету и по радио их постоянно приглашали на «веселые концерты», экскурсии, семейные вечера с «танцами» и языческие «праздники солнцеворота».

Газетная война

Самым мощным инструментом немецкой пропаганды стали средства массовой информации. Осенью 1941 года был восстановлен смоленский радиоузел. Напротив городской управы (находившейся в здании нынешней филармонии) был установлен громкоговоритель, подключенный к радиосети. Первое после начала оккупации включение радио состоялось 26 ноября. Тогда к радиоузлу было подключено всего 30 квартир, год спустя это число выросло до полутора тысяч – так, во всяком случае, говорили сами оккупационные власти. По радио транслировали немецкую сводку с фронтов, музыку и «драматические передачи».

Гораздо более широкую аудиторию в период оккупации охватывали печатные СМИ. В Смоленске, помимо газеты «Новый путь», выпускалось до десятка изданий – «Колокол», «За Родину», «На переломе», «Бич», «Новая жизнь», «Школьник», и др. Самый большой тираж был у газеты для крестьян «Колокол», выходившей два раза в месяц – 150 тысяч экземпляров (распространялась она и на территориях других захваченных областей). В 1942 году был основан литературно-публицистический журнал «На переломе», выходивший раз в квартал. Кстати, редактором многих коллаборационистских изданий являлся Константин Долгоненков – уроженец Рославля и член Союза Советских писателей с 1934 года, упоминавшийся до войны Александром Твардовским (после войны Долгоненков жил в эмиграции, где сотрудничал со многими русскоязычными изданиями, и скончался в 1980 году в Мюнхене).
Передовицы всех этих печатных изданий не отличались разнообразием. В их основе были рассказы о победах вермахта, репортажи с мест боев. Вот только несколько заголовков первых полос газеты «Новый путь» осени 1941 года: «Война с Советами: Блестящие успехи Германских войск. В боях под Вязьмой и Брянском захвачено 660.000 пленных, 888 танков, 4.133 орудия»; «Новые успехи Германских войск. Заняты города Харьков и Белгород»; «Германские войска заняли подступы к Крыму. Продолжается преследование Советских частей в Донбассе. Битва под Москвой большевиками проиграна»…
Вся эта пресса если и воспринималась жителями оккупированной Смоленщины как честная и независимая, то только до тех пор, пока само население не стало улавливать в ней несоответствия между обещаниями и действительностью, а зачастую просто ложь.

Дело Геббельса

Самая известная из всех пропагандистских акций ведомства Йозефа Геббельса на Смоленской земле связана с Катынской трагедией. 13 апреля 1943 года в эфире берлинского радио прозвучала информация о найденных в лесу под Смоленском захоронениях польских военнопленных. Геббельс считал это сообщение «сенсацией высшей категории важности», которое смогло бы подорвать доверие к СССР со стороны его союзников по антигитлеровской коалиции.
Кстати, именно 13 апреля, но уже 1990 года, ТАСС передало сообщение о «непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных».

2008

2 thoughts on “Промывание мозгов

  1. Ну да. Инструкция тем, кто хочет научиться на что-то влиять. И в то же время — предупреждение о скользком пути манипуляций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>