Коса на камень

Раньше на улицу Тимирязева с Соболева подняться на транспорте было нельзя. Движение было односторонним — только сверху вниз. Внизу висел «кирпич», рядом часто дежурил экипаж ДПС. Это мне жители улицы рассказали — из домиков, что ближе к той же Соболева. Лет пять назад знак убрали, теперь движение двустороннее.
Булыжную мостовую убивает не только возросший поток транспорта.   Местные жители еще мне рассказали, что устали гонять несознательных смолян, выковыривающих здесь булыжник для своих мелкомещанских нужд. Такое вот неприкрытое варварство с одной стороны. И разрастающийся скандал по поводу закатывания истории в асфальт — с другой.
В общем, пришло время прояснить ситуацию по улице Тимирязева.

Улица Тимирязева частично совпадает с бывшей улицей Покровской. Появилась в конце XVI века во время строительства крепостной стены. Мостовая булыжная, у отдельных домовладений встречаются заплатки асфальта, в верхней части сохранился участок клинкерной мостовой (особый кирпич, уложенный на ребро). Близость восточного участка крепостной стены, памятники архитектуры XVIII века вместе с улицей образуют особый исторический ландшафт, который необходимо сохранять и приводить в порядок. Потому что история в древнем городе — ровеснике государства — это самое главное, что у нас есть. Это ресурс развития и им надо умело воспользоваться. На этом лозунгов хватит, теперь по сути.
Ремонт улицы Тимирязева был включен в план-2013 городскими властями еще в прошлом году. Тогда же (а может, еще и раньше) была подготовлена проектно-сметная документация, предусматривающая замену водопровода и асфальтирование улицы. Мнение департамента по культуре запросили только в феврале. Растиражированные СМИ слова о якобы отсутствии исторической ценности улицы, прозвучавшие месяц назад на пресс-конференции по поводу ремонта городских улиц, не соответствуют действительности. В нашем письме было сказано об отсутствии юридических охранных ограничений на булыжную мостовую — это действительно так. Но было высказано пожелание при реконструкции улицы использовать тот же материал (то есть булыжный камень, клинкерный кирпич) для сохранения исторического ландшафта. Для этого необходимо переработать проектно-сметную документацию. Ее нынешний вариант нереализуем и потому, что она предусматривает (как оказалось) не закатывание в асфальт булыжной мостовой, а снятие булыжника и грунта, подготовку подушки, ливневую канализацию, замену сетей. Но эта территория — культурный слой, памятник истории и культуры федерального значения. Который охраняется государством.
Доводов не менять вид покрытия множество — от упоминавшейся необходимости сохранить историю до примера из относительно недавнего прошлого, когда в асфальт был закатан булыжник на Соборном дворе. Это случилось лет 30 назад. От этого никто ничего не выиграл. История исчезла, а вода, впитывавшаяся ранее через булыжную мостовую потекла в других направлениях, не предусмотренных предками — зодчими нынешних памятников архитектуры.
Остается поставить на госучет «вновь выявленный» памятник истории и культуры — участки клинкерной и булыжной мостовой. Переделать документацию и реконструировать улицу Тимирязева в соответствии со здравым смыслом. Да, и «кирпич» на въезде с улицы Соболева вернуть на прежнее место.
А не косой по камню.

4 thoughts on “Коса на камень

  1. Бесконечно жаль, что вот так запросто с размаху уничтожается старина! Но даже в Питере сняли булыжную мостовую возле Марсово поля, по которой ещё Пушкин ходил из-за жалоб(!) современных дамочек — застревали каблуки!!!

  2. Замечательная позиция! Её нужно отстаивать. Думаю, большая часть общества нашего её поддерживает, м.б., за исключением тех, кому нужно получить заказ на ремонт улицы. Но есть здесь и другая сторона дела. Способен ли кто-либо сегодня из дорожных компаний вымостить улицу булыжником? Закавыка, ведь требуется здесь применение ручной работы, а, стало быть, особой технологии. Потому и подготовку документации следует делать с ориентацией на такую организацию. Ведь у нас и асфальтом-то толком укатать не могут! Но какая бы получилась красота — современная булыжная мостовая!

  3. Спасибо, всё по делу. Аналогичные кирпичи снизу вверх желательны для Фурманова, Войкова, Ногина и Чапаева. Проблема разрушения этих улиц именно в восходящем движении, когда тяжёлые и не очень машины, вгрызаясь акселератором, выплёвывали ослабевшую кладку… дальше приступала природа. Скатывание же «под гору», притормаживая, возможно даже для мусорных тяжеловозов. А вообще пора и умные знаки ставить — н-р, полный запрет проезда (кроме местных жителей) в апреле месяце — когда пик подвижки грунта. В качестве наглядного пособия рекомендую практику на верхнем участке Ногина. Конечно, грязь там развели строители, но в этом месиве в прямом смысле плавают булыжники размером с полколеса…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>